Сиро-халдейская гностическая ересь.
Название секты происходит от имени некоего Евфраата Ператика.
Космология ператов связывается с халдейской астрологией. В основе универсума лежит единое начало, бесконечно делимое триадически. Прежде всего оно определяется как Отец, Сын и Материя. Сын именуется также Змеем и Логосом; ему присущи противоположные стремления к Отцу и к Материи. У Отца Сын заимствует силы и идеи и сообщает их бескачественной материи, т. е. выступает как Демиург. Ператы видели в Демиурге враждебную Божественному началу силу: один из семи Архонтов, олицетворявших низшие космические силы, Демиург "самозванно" объявил себя в Ветхом Завете Богом Единым.
Вторая триада представляет собой три начала: нерожденное и благое; рожденное из себя самого и благое; рожденное. Отсюда происходят три рода: боги, логосы и люди, а также соответствующие области мира.
По учению ператов, ничто из сущего в мире становления не в силах избежать той судьбы, которая была уготована возникшим вещам в самый момент их возникновения. Лишь человек, осозначая сущность происходящего, в состоянии пройти через уничтожение, избежав его. Источником возникновения и гибели является водная стихия, "посколькуничтоневсилахразрушитьмир быстрее воды". Sода окружает Кроноса, т.е. время, которое и создало все становящееся, а следовательно, ответственно за его грядущую гибель. Кронос же, в свою очередь), олицетворяет силу, которая управляет водой.
Согласно вероучению ператов, во времена царя Ирода из нерожденного мира на землю снизошел Христос, имеющий три природы, три тела и три силы. В нем телесно обитает полнота божественности. Христос спасает первые два мира, а третий, рожденный, должен погибнуть. Цель Христа - спасение мира, однако Христос спасет тех, кто по ошибке оказался в этом мире и победит те силы, которые замышляют против него.