Раннехристианская
ересь, возникшая в середине II века н.э. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывшего жреца Кибелы, по обращении в
христианство провозгласившего себя "параклетом" (утешителем), с приходом которого царство Духа сменяет царство Отца и Сына. Секта располагалась в малоазийском городе Пепузе, откуда и произошло ее второе название.
По преданию, первыми последователями Монтана стали две женщины: Присцилла и Максимилла, оставившие свои семьи и ставшие проповедниками нового учения.
В основе движения монтанистов - реакция против нарастающего конформизма христианской церкви, стремление к возрождению апостольских идей, созданию христианской общины вне социума. Монтанизм не реформировал
христианство, лишь сдвигая акценты, поэтому борьба церкви с ним была крайне затруднена.
Монтанисты проповедовали аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Они отвергали авторитет епископов и рассматривали обычные
христианские общины как собрания "душевных" людей (психиков) и считая людьми "духовными" (пневматиками) толькоприверженцев своей секты.
Монтанисты предсказывали скорое пришествие Христа и требовали вследствие этого жесточайшего этического ригоризма.
По свидетельству Евсевия Кесарийского, во время молений монтанисты впадали в исступленное состояние, объясняя это близостью к Святому духу.
В III веке монтанисты сохранили влияние в Африке, где их крупным представителем был Тертуллиан.
Монтанизм был осужден как ересь на I Никейском соборе в 325 г.
В VI в. император Юстиниан запретил монтанистам устраивать совместные трапезы, что уменьшило их популярность. Отдельные монтанистские общины существовали до VIII века. Впоследствии идеи монтанистов переняли некоторые протестантские течения, в частности, пятидесятники.