Религиозное реформационное движение в среде городского населения, духовенства и крестьянства в московских, тверских, ростовских и новгородских землях в конце XV - начале XVI вв. Основано на идеях стригольничества.
Как и стригольничество, Новгородско-московская ересь отрицала господствующую церковь и рассматривала
христианское вероучение с точки зрения здравого смысла. Отвергалось почитание икон, церковные ритуалы. Проповедовалось "учение книжное" для любого верующего, а не только для духовенства, "самовластие души и ума в ограде веры", т.е. способность личности самостоятельно принимать решения в области религии и мировоззрения. Критически рассматривался догмат о воскрешении мертвых.
Новгородско-московская ересь выдвинула тезис о равенстве всех народов и религий.
Духовный и политический центр ереси находился в Москве. Видные деятели ереси - великокняжеские дьяки Федор и Иван Курицыны и писец Иван Черный - находились под покровительством Ивана III и митрополита Зосимы. Позднее к ним присоединились новгородские священники Алексей и Денис, которым были вверены московские Архангельский и Успенский соборы. К 1490 г., когда против еретиков (а, соответственно, и против приближенных Ивана III) выступили влиятельные церковные иерархи во главе с игуменом Иосифом Саниным, религиозная ересь превратилась в политический раскол между великим князем и церковью.
Раскол закончился компромиссом: Иван III отказался от поддержки еретиков, церковь полностью признала полномочия светской власти. В 1504 г. состоялся церковный собор, осудивший ересь и приговоривший ее руководителей к расправе. Лидеры Новгородско-московской ереси были казнены, остальные руководители пожизненно заточены в монастырях.