Исторические личности
Иоасаф II
7-й Патриарх Московский и всея Руси (1667 — 1672)
(? - 1672)
Преемник Никона на Патриаршем престоле.
Инок Иоасаф в 1650-х был протеже Патриарха Никона: поставлен им архимандритом
владимирского Рождественского монастыря (1654—1656); затем во главе братии
Троицкого монастыря (1656—1666). В последнем вместе с братией горячо молился о
победе россиян над поляками; говорили, что архимандрит обратил на себя внимание
Алексея Михайловича благодаря «чуду», ниспосланному московским войскам в виде
крупной победы над неприятелем после трехдневного поста и молитв троицкой
братии. Возведён на Московский патриарший Престол Патриархами: Александрийским Паисием и
Антиохийским Макарием 31 января 1667. В мае 1667 под его председательством состоялось заключительное заседание
Большого Московского Собора, изрекшего анафему на старообрядцев, которые
предавались «градскому суду», то есть государственному уголовному преследованию.
Но фактическая роль Иоасафа в соборных деяниях была незначительна. При нём изданы первые полемические сочинения против «раскольников»: «Сказание о
соборных деяниях» и «Жезл правления» (1667) Симеона Полоцкого.
Из Печатного двора вышли также: «Большой катехизис» и «Малый катехизис» (Симеона
Полоцкого), «Цветная триодь» (1670) и «Постная триодь» (1672).
Соборное постановление об учреждения новых епархий на огромных новых территориях
государства привело к организации только одной новой епархии — Белгородской.
Священников, придерживавшихся дониконовских обрядов, патриарх лишал мест и
предавал в руки гражданских властей; преследованиям подвергались даже просвирни,
пекшие просфоры с осьмиконечным крестом, которые были разосланы в наказание по
монастырям (1668). В особом сочинении, разосланном всем священникам («Глас к
священноначальникам»), он объяснял подробно смысл постановлений Собора о старых
обрядах.
Заботясь о правильном иконописании, он издал «Выписку от божих писаний о
благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные» (М., 1668). В
напечатанном им при «Служебнике» «соборном свитке» исчислен ряд постановлений
московского собора 1667.
Поддерживал проповедническое слово в храме и деятельность миссионеров,
распространившуюся на Крайнем Севере до Новой Земли, на Дальнем Востоке до
Даурии. На Амуре, близ границы с Цинской империей, был основан Спасский
монастырь (1671). Скончался 17 февраля 1672; погребён в Успенском соборе у западной стены.
Список патриархов Московских и всея Руси
|