Апокрифы (апокриф = сокровенный, тайный; в данном случае:
исключенный из богослужебного употребления).
I. АПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
А. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
А. - это сочинения позднего иудаизма дохрист. периода, возникшие в промежутке
между ВЗ и НЗ, сущест-вовавшие только на греч. языке (были обнаружены части
Книги Иисуса, сына Сирахова, также и на евр. языке, см. I,В,3). Они включены в
Септуагинту, греч. пер. ВЗ. Когда Септуагинта стала Библией христиан, она
вызвала недоверие у иуд. раввинов (после 70 г.). Около 400 г. по Р.Х. 12 или 14
сочинений, содержавшихся в греч. и лат. ВЗ, но не входивших в евр. канон, стали
называться А. В христ. общинах отношение к А. было неоднозначным вплоть до эпохи
Реформации, когда М. Лютер в своем переводе поместил А. между ВЗ и НЗ и исключил
их из канона. В ответ на это Рим. католич. церковь на Тридентском соборе
объявила их неотъемлемой частью Писания. Апокрифы широко распространены и высоко
ценятся у католиков и православных.
Б. УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИНА
Обозначение "А." для вышеназванных книг
используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а
православные - неканоническими писаниями; в изданиях, к-рые возникают в
результате межконфессионального сотрудничества, решено обозначать их как
"поздние сочинения ВЗ". Термин А. католики применяют к прочим сочинениям, к-рые
у евангелистов называются псевдоэпиграфами (т.е. сочинениями, опубликованными
под чужими именами). Они публиковались под псевдонимами, причем авторство всегда
приписывалось к.-л. из великих мужей ВЗ. А. являются более поздними
произведениями, чем "поздние сочинения ВЗ", и всегда носят характер легенд с
преимущественно апокалипсич. содержанием (напр., Успение Моисея; Мученичество
Исаии; Книга Еноха, определенно цитируемая в Иуд 14; Псалмы Соломона,
Апокалипсис Варуха; Завет двенадцати патриархов и пр.).
В. АПОКРИФЫ
В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДАНИЯХ БИБЛИИ
Отдельные издания Библии предлагают нек-рый
набор А., заимствованных из Септуагинты. Лютер писал: "Это те книги, которые не
принадлежат к Священному Писанию, но все же полезны и хороши для чтения".
Нек-рые из этих книг и по сей день используются при богослужении. Это относится
даже к псевдоэпиграфам (напр., Иуд 4, ср. Енох 10:4 и след.; Иуд 9, ср. Усп.
Мои-сея). Читателю Библии многое в А. покажется странным; с другой стороны, его
поразит сходство многих изречений с ветхозаветными. Историки могут почерпнуть из
нек-рых апокрифических книг ценные сведения о жизни иудеев, их образе мышления,
о формах их религиозности в период между ВЗ и НЗ. Нек-рые из этих книг не могут
представлять ист. интерес, поскольку события, излагаемые в них, взяты вне
исторического контекста, но они могут многое сказать о религиозно-философ. мысли
истор. периода, предшеств. НЗ.
1. Менее значимы (за искл. Книги Товита) сочинения, особенностью к-рых
является приукрашивание известных событий библ. истории или облечение определ.
библ. персонажей в покровы легенды: Книга Иудифь, хвалебная песнь богобоязненной
иуд. вдове, готовой пожертвовать своей женской честью ради храма и своего
народа; Книга Товита, чудесное, наивное по-вествование о двух молодых людях,
к-рые, несмотря на тяжелейшие удары судьбы, не отступают от своей веры, и
награда за благочестие не заставляет себя ждать. Книга дает наглядную картину
жизни иуд. диаспоры на Востоке около 200 г. до Р.Х. Она, видимо, появилась в это
время; языком первоисточника, вероятно, был арамейский. Сусанна и Даниил, О Виле
Вавилонском, О драконе Вавилонском - три рассказа о Данииле. Два из них
одновременно являются памфлетами, вы-смеивающими идолопоклонство.
2. Вышеназванные рассказы о Данииле составляют в Септуагинте дополнения к
канонич. Книге пр. Даниила, предшествуя ей или следуя непосредственно за ней;
далее в Книге пр. Даниила обнаруживаются Молитва Азарии и Песнь трех отроков в
печи огненной. В Септуагинте присутствует еще целый ряд допол-нений и вставок в
текст ВЗ, малодостоверных, но имеющих большую ценность благодаря их внутр. связи
с Библией. Книга Есфирь содержит шесть вставок различного содер-жания (следующих
перед ст. 1:1 и за ст. 3:13; 4:17; 5:1,2; 8:12; 10:3). Молитва Манассии
представляет собой приложение к 2 Пар 33:11 и след.
3. Три произведения, относящиеся или приближающиеся к книгам премудрости,
ве-роятно, заслуживают особого внимания: Книга Варуха, за искл. ее вступления,
сомни-тельного с ист. т.зр., представляет собой собрание покаянных молитв,
скорбных и утешит. песен, а также назидат. стихов, по стилю близких к
ветхозаветным. То же относится к форме и содержанию т.наз. Послания Иеремии,
к-рое в Вульгате и у Лютера встречается в качестве 6-й главы Книги Варуха. На
высоком уровне написана Книга Иисуса, сына Сирахова. Ее отличает богатство лит.
форм, она содержит многочисл. руководства для практич. и духовной жизни и
завершается проникновенной хвалой в адрес праотцов Израиля от Еноха до Неемии.
Вместе с тем, это единственная книга такого рода, автор к-рой нам известен. Это
Иисус, сын Сирахов, написавший ее ок. 190 г. до Р.Х. на евр. языке (начиная с
1896 г. среди евр. рукописей было найдено более двух третей текста этой книги).
Его внук около 132 г. до Р.Х. перевел книгу на греч. яз. (Сир, предисловие;
50:27 и след.). Кр. того, в предисловии к этому сочинению указано время, до
к-рого ветхозаветный канон существовал в трех частях. Книга Премудрости Соломона
(она не могла быть написана Соломоном!) является попыткой, с одной стороны,
примирить греко-эллинистич. мышление с иудейским, а с другой - отмежеваться от
него. Она была написана с целью укрепить веру иуд. общины ввиду опасности
оязычивания. Мудрость, как ее понимали образованные греки, и справедливость, как
ее мыслили набожные иудеи, под знаком иудаизма вступают в союз между собой,
чтобы противостоять безбожию и идо-лопоклонству; таким несколько искусственным
способом иудаизм и эллинизм превра-щаются в союзников в борьбе против общего
врага. Властители земли призываются к ос-ознанию понимаемой т.о. премудрости.
Затем следует широкий обзор действий премудрости в Свящ. истории, начиная от
Адама и вплоть до времени овладения землей обетованной.
4. Два прозаич. произведения: книги Маккавейские. 1 Мак может иметь значение
для интересующихся историей, поскольку она вводит в ист. обстановку Палестины во
времена борьбы Маккавеев против сир. царя Антиоха IV Эпифана (175-163 гг. до
Р.Х., ср. Дан 11; -> Антихрист, II,1). Этот период важен для понимания полит.,
этнич. и религ. расстановки сил в Палестине ко времени Иисуса и НЗ. В первой
части 2 Мак, к-рая, вероятно, принадлежит перу другого автора, отражается та же
ситуация. Но ист. акценты заметно уступают в ней место богословским. Она
охватывает более короткий период, чем первая, и в отличие от нее носит ярко
выраженные черты легендотворчества. Книга содержит богатый материал для
ознакомления с образом жизни и мышлением фарисейства, к-рое уже приняло
устойчивые формы. Т.о., связь с НЗ лежит здесь на поверхности. (Ср. ->
Маккавеи). Все А., о к-рых здесь говорилось, возникли в период прим. с 200 г. до
Р.Х. по 100 г. по Р.Х. Большинство из них изначально написаны на греч. языке, а
остальные переведены на греч. с евр. или арам. [Вышеперечисленные А. содержатся
в Септуагинте, Вульгате и Славянской Библии. Кроме них, известны также такие
книги, как Вторая книга Ездры, Третья книга Маккавейская (включены в Септуагинту
и Славянскую Библию); Третья книга Ездры (в Славянской Библии и Вульгате);
Четвертая книга Маккавейская (в приложении к Септуагинте).]
II. АПОКРИФЫ НОВОГО ЗАВЕТА
1. Между материалами А.
трудно провести четкое разграничение. Условимся обозначать как новозаветные А.
те книги, к-рые по своим притязаниям и характеристикам близки к книгам, вошедшим
в НЗ. Они в большинстве своем обнародованы под именами апостолов (псевдоэпиграфы),
но не включены в канон (от них следует отличать сочинения т.наз. "мужей
апостольских", см. ниже). Время возникновения псевдоэпиграфов приходится на
II-IV вв. по Р.Х.
2. Различают след. категории новозаветных А.:
апокрифич. евангелия, к-рые по своему содержанию более или менее связаны с
личностями Иисуса или Его родителей и цитируют те изречения Иисуса, к-рые не
засвидет-вованы канонич. Евангелиями. Ряд такого рода евангелий известен нам по
их названиям (напр., Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы,
Евангелие истины). Нек-рые из них практически утрачены (за искл. цитат,
встречающихся в трудах отцов Церкви); однако в новейший период ряд А. были
открыты заново (напр., в Наг-Хаммади). В большом количестве встречались
апокрифич. Деяния апостолов. Они относит. подробно изображают жизнь и служение
апостолов и их учеников (напр., Петра, Павла, Фомы, Андрея и др.). В большинстве
случаев они имеют более позднее происхождение, чем апокрифич. евангелия, и
сохранились также лишь фрагментарно. Только немногие из апокрифич. посланий
дошли до нашего времени. Одно такое послание даже приписывается Христу, три -
Павлу, одно - Варнаве (в форме посланий существуют также писания "мужей
апостольских", см. ниже). Апокрифич. апокалипсисы (откровения) среди прочих
приписывались Петру, Павлу, Фоме, Стефану, Иоанну и Марии, матери Иисуса. А. НЗ
практически не содержат достоверного ист. материала; с А. ВЗ дело обстоит
по-разному. Во всяком случае, они позволяют познакомиться с религиозной
культурой иудео-христ. в период II-IV вв. по Р.Х. От новозаветных А. следует
отличать сочинения "мужей апостольских", т.е. произведения учеников апостолов,
датируемые концом I в. и II в. по Р.Х. (появившиеся отчасти параллельно с
последними книгами НЗ), к-рые упоминаются здесь только потому, что порой их
причисляют к А. Речь прежде всего идет о посланиях и апологетич. трактатах, из
к-рых можно узнать об отношениях между церквами во II в. и которые достаточно
достоверны в своих сведениях.