Что говорит о посте
Библия?
Давайте начнём
изучение библейского смысла поста с того,
чем пост не является. Пост – это не
способ заработать спасение. Спасение –
только в Иисусе Христе и принимается как
дар Бога по благодати через веру (Ин. 14:6; Еф.
2:8-9). Пост не делает никого более приемлемым
или духовным в глазах Бога. Верующие
приняты Богом во Христе, праведность
Которого вменяется и нам. Более того, Библия
содержит очень строгие предупреждения о
воздержании от пищи, на которые необходимо
обратить внимание:
Апостол Павел
предостерегает против людей «…запрещающих
вступать в брак и употреблять в пищу то, что
Бог сотворил, дабы верные и познавшие
истину вкушали с благодарением» (1 Тим. 4:3).
20 Итак,
если вы со Христом умерли для стихий мира,
то для чего вы, как живущие в мире, держитесь
постановлений: 21 «не прикасайся», «не
вкушай», «не дотрагивайся»…(Кол. 2:20-21)
Пища не
приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы,
ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не
теряем. (1 Кор. 8:8)
Из этих стихов ясно, что
самоотречение и воздержание от пищи и питья
само по себе не имеет духовной ценности.
Взгляд на «умерщвление плоти» как на способ
достичь большей духовности – это ересь,
существующая в разных видах (аскетизм и
гностицизм). Этого нет в Библии, но такой
взгляд распространён во многих
изобретённых людьми религиях и лжеучениях.
К.С.Льюис понимал как опасность, так и
несостоятельность аскетизма:
Пост включает в себя
усилие воли, и награда его – сила, а
опасность – гордыня. Голод вынужденный
предаёт и аппетит наш, и волю воле Божьей,
давая нам возможность смириться. Опасность
есть и тут, мы можем восстать, возмутиться,
озлобиться. Но аскетические упражнения,
укрепляющие волю, полезны лишь до тех пор,
пока воля наводит порядок в нашем обиталище
страстей, готовя нам дом для Господа. Они
полезны как средства, как цель они ужасны
– подменяя аппетит волей, мы просто сменим
животное естество на естество бесовское.
Поистине лишь Бог властен над смертью. (К.С.
Льюис. Страдание, гл.VII.
Курсив Дж. Пайпера.)
Так,
отречение себя - не самоцель. С другой
стороны, Библия говорит об опасности
невоздержания и потворства греху. Апостол
Павел предостерегает нас, чтоб мы не
позволяли господствовать над нами ничему,
кроме воли нашего Господа и Владыки Иисуса
Христа.
Всё мне
позволительно, но не всё полезно; всё мне
позволительно, но ничто не должно обладать
мною. (1 Кор. 6:12)
…Их
бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят
о земном. (Фил. 3:19)
Итак, подходя к теме
поста, мы сталкиваемся с несколькими
трудностями. Мы должны осознать всю
опасность нашей склонности вместо
стремления к цели, на которую указывает
Писание, возвышать либо самоотречение, либо
снисходительность к своим слабостям. А пока
давайте помнить, что пост не является
средством заработать принятие или духовное
преимущество в глазах Бога и не делает
никого «духовнее». Тем не менее, пост
упоминается в Слове Божьем, и уже потому мы
можем сказать, что он имеет ценность и смысл
для верующих. Бог ищет истинных поклонников
– тех, кто поклоняется Ему в духе и истине.
Поэтому давайте исследуем своё сердце и
честно спросим себя: «Жажду ли я Бога?» - Ибо
«мы поклоняемся тому, чего жаждем более
всего».
Блаженны
алчущие ныне, ибо насытитесь. (Лук. 6:21)
Пост в Библии
В
Библии мы находим множество различных
примеров поста. Часто пост связан с
молитвой и скорбью. Но насколько можно
судить, это всегда признание со стороны
верующего его слабости и великой нужды,
восполнить которую может только Бог.
Примером тому может быть пост для обретения
мудрости от Бога, пост во времена личной или
национальной трагедии, пост покаяния, пост
для получения Божьего водительства или
пост из желания более близкого общения с
Богом (см. Езд. 8:21-23; Неем. 9:1-3; Деян. 14:23). Этот
далеко не полный список библейских
примеров показывает, что пост уместен в
жизни верующего, и его смысл должен быть
правильно понят. Зная также, что смысл поста
часто чрезвычайно искажается, мы
постараемся постоянно держать в поле
зрения тот факт, что единственной целью
поста является прославление Бога (1 Кор. 10:31),
а ни в коем случае не привлечение внимания к
себе или утверждение духовного
превосходства и высокомудрия (Матф. 6:16-18).
Основной элемент поста
– это добровольный отказ, или лишение себя
чего-либо. Каждый верующий может применить
этот принцип, постоянно оценивая свою жизнь
и спрашивая себя: «Что удерживает меня от
более тесного общения с Богом?» и «От чего
мне следует отказаться, чтобы посвятить
себя общению с Богом (через Слово и молитву,
как Им установленные пути такого общения),
приложив к тому всё старание?» Апостол
Павел пишет:
7 Но что
для меня было преимуществом, то ради Христа
я почёл тщетою. 8 Да и всё почитаю тщетою
ради превосходства познания Христа Иисуса,
Господа моего: для Него я от всего отказался,
и всё почитаю за сор, чтобы приобрести
Христа. (Фил. 3:7-8)
Итак, всё, от чего мы
отказываемся и чего добровольно лишаем
себя, должно быть «ради превосходства
познания Христа» и «чтобы приобрести
Христа». Верующие уже пребывают в вечном
единении со Христом, но мы желаем знать Его
больше и в Нём одном утолить жажду нашего
сердца. Таким образом, пост может быть
воздержанием от еды, телевизора,
развлечений, «тусовок», компьютерных игр
или других занятий, ежедневно поглощающих
наше время. Разумеется, эти вещи не
обязательно греховны или плохи
сами по себе, но могут отнимать у нас то
драгоценное время, которое мы могли бы
провести в молитве и за чтением Слова. Пост
существует не ради такого самоограничения,
которое принесло бы нам наибольшее
неудобство и страдание, ибо это превращало
бы его в самоцель и превозносило бы
человека, а не Бога. Пост – это средство
к достижению более великой цели, и цель эта
– смирить себя, прославить Бога и находить
всё больше и больше наслаждения в Нём.
Бог действительно
благословляет постящихся, но не потому, что
они постом приобретают заслуги перед Богом,
ибо это бесчестило бы Бога и уничижало бы
благодать. Скорее «Бог вознаграждает те
действия, исходящие из сердца
человеческого, которые выражают
беспомощность и упование на Бога. Причина
этого в том, что такие действия привлекают
внимание к Божьей славе… Бог намеренно
совершает то, что послужит к Его славе».
Блаженны
нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Матф.
5:3)
Жертва
Богу – дух сокрушённый, сердца
сокрушённого и смирённого Ты не призришь. (Пс.
51:17)
Говорит
ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто,
служи по силе, какую даёт Бог, дабы во всём
прославлялся Бог через Иисуса Христа,
Которому слава и держава во веки веков.
Аминь. (1 Пет. 4:11)
Только
в Боге наше упование и только в Боге мы
находим полноту.
Нашему Небесному Отцу угодно отвечать на
крик души Его детей, ибо в крике души мы
выражаем свою беспомощность и потребность
в Нём. В этой жизни мы будем жаждать, но Он
обещал быть для нас Живой Водой, и Он
воистину есть Вода Живая.
Когда Бог видит такое
исповедание нужды и такое выражение веры,
Он действует, потому что на карту
поставлена слава и вседостаточность Его
благодати. Конечный ответ – Бог
вознаграждает за пост, потому что пост –
это крик души о том, что она не успокоится ни
в чём на всей земле, кроме Бога. Бог
вознаградит этот крик, потому что Бог более
всего прославлен тогда, когда мы более
всего удовлетворены в Нём.
|